Главная | Регистрация | Войти
Главное меню

Реклама


Наши игры






Сайт для детей и родителей


» » » Как помочь ребенку не стать изгоем в школе?



Как помочь ребенку не стать изгоем в школе?

Как помочь ребенку не стать изгоем в школе?
Что делать, если ваш ребенок категорически отказывается идти в школу?
«Не хочу идти в школу! Там все плохие! Они меня не любят!», – заявляет ребенок. Слезы льются рекой. Не помогают ни доводы, ни уговоры. Как поступать в таких случаях, советует врач-психотерапевт Алексей Козинцев.


Путь изгнанника


В игре ребенок овладевает навыками общения, постигает окружающий мир, понимает свои возможности, получает оценку совершенных им поступков от однолеток.

Обычно уже в начальной школе ребенку становится недостаточно общения с родителями и родственниками, у него появляются друзья, теперь ему необходимо приобретать уважение и признание ровесников. В это время у ребенка начинает формироваться самооценка, и во многом она зависит от того, как его воспринимают окружающие.

Бывает, что отношения со сверстниками категорически не складываются. В лучшем случае изгоя просто не допускают до общих игр и разговоров, в худшем – ему устраивают настоящую травлю.


Детский коллектив – жестокое сообщество. Всякий, неспособный соответствовать его требованиям, безжалостно изгоняется. Многие дети сталкиваются если не с травлей, то, по крайней мере, с неприятием одноклассников, и, к сожалению, такие ребята не всегда находят понимание и у собственных родителей. «Ничего страшного, все бывает, помиритесь», – говорят старшие. А между тем неумение находить общий язык с окружающими и заводить с ними дружбу является серьезной проблемой. Из ребенка, которого не принимает детский коллектив, зачастую вырастает подросток, неприспособленный к общению с реальным миром и живущий в виртуальном пространстве.


На помощь, мама!


Ребенок не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи взрослых часто бывает мало­успешным. Часто во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, как мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника.

Иногда дети скрывают от старших свои проблемы, так как им стыдно и неприятно рассказывать об этом, они не хотят огорчать взрослых, кроме того, они не понимают, что те им могут помочь. Существует ряд признаков, по которым можно судить, что у ребенка проблемы в коллективе:


  • ребенок неохотно ходит в школу и изобретает любой предлог, чтобы пропустить занятия;
  • возвращается из школы расстроенным;
  • мало и неохотно говорит о школьной жизни;
  • часто плачет без видимых причин;
  • не рассказывает о своих друзьях;
  • не разговаривает с ними по телефону;
  • ребенка никогда не приглашают на дни рождения и другие вечеринки;
  • он никого не хочет позвать в гости к себе.
Если большинство из этих признаков налицо, у ребенка – проблемы со сверстниками. Не думайте, что он не нуждается в общении, просто он не умеет завязать и сохранить дружбу, и именно взрослые должны ему в этом помочь.

Смелость города берет!


Для начала следует откровенно поговорить с ребенком, внимательно выслушать его и постараться добиться, чтобы его рассказ был максимально правдивым. Важно помочь сыну или дочери разобраться в самом понятии «дружба», объяснить ее суть. Необходимо показать ценность таких отношений, подкрепив это примерами из собственной жизни. Нужно попробовать предостеречь малыша от ошибок – объяснить, что дружбу нельзя купить, выпросить, выменять на что-то.

Следует спросить ребенка, с кем он сам хотел бы дружить и кто и почему, по его мнению, может быть хорошим другом, и поинтересоваться, а что делает лично он для того, чтобы с ним дружили. Нередко выясняется, что ребенок сам занимает позицию «жертвы», у которой нет друзей, так как он не умеет дать понять людям, что они ему нужны.


Важна и реакция изгоя на происходящее. Один сразу начинает плакать, второй – драться, третий идет жаловаться, а четвертый вообще делает вид, что ничего не произошло. Такой стиль поведения, придерживаться которого часто советуют родители и учителя, неправильный. Если все время делать вид, что ничего не происходит, что травля – вполне нормальное явление, положение не изменится. То, как нужно вести себя в таких случаях, зависит и от ситуации, и от личности обидчиков, и того, кого они обижают. Впрочем, один универсальный совет все же можно дать: необходимо повести себя нестандартно, очень часто остроумный ответ помогает сгладить ситуацию.


В наши дни в школах, особенно в престижных, все острее встает проблема богатых и бедных учеников. Дети смотрят, у кого какие телефоны, кто как одет, кому сколько денег дают на карманные расходы. Если ребенок сам переживает из-за своего скромного «прикида», его обязательно начнут дразнить. Если же подросток не обращает на это внимания или говорит, что «аскетизм в одежде – это его стиль», к нему не будут приставать с издевательствами. Главная защита здесь – уверенность в себе.


И словом, и делом


Помогайте ребенку поддерживать дружеские отношения. Пусть ваш дом всегда будет открыт для его друзей, отпускайте его к ним в гости. На день рождения вашего чада приглашайте не только взрослых родственников, но и приятелей именинника. И позвольте ему самому решать, кого пригласить. А у вас появится возможность понаблюдать за поведением друзей ребенка и понять, какое влияние они на него оказывают.

Ни в коем случае не оберегайте ребенка от общения со сверстниками из страха, что его отвергнут или будут обижать. Помогите ему найти свой круг общения, запишите в кружок или секцию, пусть поначалу у него там будет один-два приятеля, но зато их будут объединять общие интересы.


Организуйте совместное времяпрепровождение ребенка с одноклассниками: походы в кино, на футбол, на пикники. Конечно, это потребует усилий, но результат того стоит. Поговорите с учителями, поинтересуйтесь, как ребенок общается в классе и с кем. Часто на статус ребенка в коллективе оказывает влияние взрослый, неприязнь или симпатия которого передаются группе. Поэтому ввести отверженного в коллектив тоже может авторитетный взрослый. Практика показывает, что достаточно нескольких совместных занятий, во время которых взрослый вслух замечает положительные черты в ребенке-изгое, чтобы дети постепенно приняли того в свой круг.


Если же положение дел несмотря на все усилия не меняется, стоит обратиться к специалисту-психологу.


Кстати

Не лучше ль на себя оборотиться?

А может, проблема заключается в нас, родителях? Нельзя всю жизнь водить чадо за ручку и не отпускать его от себя. Конечно, дружеские отношения между детьми и родителями достойны похвалы, но именно с друзьями, а не с родителями ребенок общается на равных, им доверяет свои маленькие секреты. Психологи считают, что если ребенок ни с кем не хочет дружить, а одногодки не берут его в игру, это может быть результатом его подчиненного положения в семье. Часто у таких детей заниженная самооценка, потому что дома их упрекают за малейшую провинность. Проанализируйте свое отношение к сыну или дочке и подумайте, не слишком ли вы давите на них.


Личное мнение

Алексей Рыбников:
– Именно из тех, кто в детстве был белой вороной, кого не принимали в детском коллективе, нередко вырастают нестандартно мыслящие, очень творческие, талантливые люди, которые постепенно становятся успешными и известными. Поддержка родителей нужна любому ребенку, но таким детям – в особенности.

     Читайте также:
Ребенок капризничает
Ребенка дразнят одноклассники
Чего никогда нельзя говорить ребенку
Какой вырастет ваша дочка?
Ученые расшифровали язык новорожденных
Любящая семья удержит подростка от пьянства

 


Категория : Детские новости » Психология | Просмотров : 10060


Комментарии:


Добавление комментария

Имя:*
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Поиск

Реклама


Творчество