|
Сайт для детей и родителей
Дискалькулия: что это такое, симптомы, коррекция
Иногда в процессе ознакомления ребёнка с базовыми основами математики родители и педагоги разводят руками от беспомощности. Казалось бы, простые вещи, а ребёнку не справиться: не запоминает порядок чисел при счёте, не понимает соотношений типа больше-меньше, дороже-дешевле и т.п., не соотносит число предметов с цифрой, считает на пальцах тогда, когда уже нужно производить устные вычисления. Ситуация печальная, стоит начинать волноваться и прояснить вопрос, в чём причина такой неуспешности в математике. Возможно, это дискалькулия.
Что такое дискалькулия?
Немного этимологии слова, чтобы понимать, почему именно такой термин. В латыни есть глагол "calculo", что значит "считаю, подсчитываю". Приставка дис- придаёт слову смысл отрицания или противоположности – невозможность производить это действие.
Под дискалькулией в науке понимается специфическое нейропсихологическое расстройство, в результате которого человек испытывает серьёзные трудности в освоении математических знаний и умений: не ориентируется в числах и цифрах, с трудом оперирует числами в математических операциях, имеет проблемы в решении простых задач. Диагноз дискалькулия может быть поставлен только после 8 лет. Способов лечения не существует, возможна только коррекция дискалькулии.
Проявление симптомов дискалькулии
Проблемы с математикой не всегда говорят о наличии дискалькулии. Диагностировать её может только врач.
Расстройство может проявляться по-разному и на разных этапах жизни. И если оно есть, то трудности в усвоении математических знаний и умений выражены ярче и глубже. Чем более сложной становится математический материал, тем более выраженными становятся проблемы у таких учащихся. Что может насторожить родителей и побудить их обратиться за консультацией к врачу (на примере ученика начальных классов):
- Вычисления производит с "привлечением" пальцев.
- Смысл математических действий (сложение, вычитание) понимается с трудом.
- Не понимает смысла математических знаков ( + - = > ), не умеет их использовать.
- Не может сравнивать числа (больше-меньше).
- Не понимает разрядного состава чисел, не может выполнять вычисления в столбик.
Иногда симптомы проявляются очень неравномерно. Могут быть узконаправленными в каком-то одном разделе математики, а иногда проблемы идут широкой полосой. В быту проявления расстройства могут быть такими:
- плохая память на даты;
- не запомнить адрес, телефон, имя;
- сложности при операциях с деньгами, в планировании бюджетом: посчитать сдачу, отложить необходимую сумму для покупки;
- есть выраженные нарушения устной и письменной речи;
- не может распланировать свое время.
Коррекция дискалькулии у детей школьного возраста
Наличие любых проблем в учёбе для ребёнка являются стрессом. В довесок ко всему иногда подтягиваются сложности в общении с другими детьми. И здесь важно на ранних этапах заметить проблему и принять меры. Вылечить, к сожалению, нельзя, но можно поработать над коррекцией. Человеческий мозг обладает высокими компенсаторными свойствами: для решения проблем в одной области можно привлечь соседние, сильные функции – надо только их найти.
В качестве коррекции используется мультисенсорное обучение, когда занятие строится с задействованием максимального количества органов чувств (слух, зрение, осязание, вкус и обоняние, если понадобится). Дошкольникам и младшим школьникам без этого никак. С коррекционными целями используются специальные рабочие тетради, миллиметровка, счёты. Все действия коррекционного педагога направлены на то, чтобы математические понятия стали предельно просты и понятны. Каждый шаг должен сопровождаться опорой на наглядность и понятными ассоциациями. Только так информация пропишется в долговременной памяти.
Попутно с коррекционными занятиями необходимо вести поддерживающую психологическую поддержку. Ребёнок должен понимать, что при должном старании проблемы не вечны, он способен их решить, не сразу, но "терпение и труд – всё перетрут".
Профилактика дискалькулии
Профилактику стоит вести с малых лет. Разговаривать с ребёнком, учить его говорить красиво и правильно, грамотно оформлять мысли, работать над развитием всех видов памяти.
Через игру выполнять простые математические операции, для маленьких детей на наглядном материале, с привлечением игрушек. В детских садах ведётся целенаправленная работа по освоению счёта и знакомство с цифрами и числами. Родителям нужно поддерживать работу педагогов и дома повторять и закреплять. Можно, например, создать соревновательную учебную ситуацию:
- кто быстрее сосчитает;
- "пойти в магазин" – составить план покупок при имеющемся лимите средств;
- найти интересный рецепт блюда, подготовить для него ингредиенты: 1 яйцо, половину стакана сахарного песка, 1 ч.л. соли, 3 стакана муки и т.д.
Игр с числами и цифрами много, если есть потребность, их можно найти в сети.
© Сhudesenka.ru
Читайте также:
|
|
|