|
Сайт для детей и родителей
От кубика к роботу
Игра является основным времяпрепровождением ребенка. В процессе игры он воспринимает правила и нормы жизни, приобретает различные навыки, расширяет свои знания, знакомится со свойствами окружающих предметов. Поэтому покупать малышу игрушки нужно не только ориентируясь на их внешний вид и качества, но и на образовательные возможности. Конечно, при определенном старании родителей любая игрушка может стать развивающей, но будем честными – не у всех и не всегда есть возможность посвящать все свое время занятиям с ребенком. Да и ребенок должен учиться в том числе самостоятельности. И из всех развивающих игрушек самой популярной на протяжении многих десятилетий является конструктор. Помимо удовольствия, в процессе игры с наборами ярких деталей ребенок получает множество полезных навыков:
- улучшается моторика рук и координация движений;
- развивается логическое мышление, приобретаются элементарные знания законов физики (равновесие, сила тяжести и т. п.);
- при сборке изделий по схеме тренируется внимание;
- при импровизационном создании моделей развиваются фантазия и воображение;
- приобретаются представления о фигурах (размер, форма, цвет).
Ребенок может заниматься с конструктором не час и не два, и при этом каждое его движение, каждая мысль будут направлены на обучение и развитие, но сам малыш этого даже не заметит – ведь он просто играет. Кроме уже упомянутой пользы, конструктор способствует и развитию речи. Ребенок стремится объяснить назначение и возможности созданной им поделки, и это обогащает его речь, учит правильно строить фразы.
Приобщение ребенка к конструированию
Ребенок развивается с первых дней жизни, и в первый год его развитие идет поистине семимильными шагами. За какие-то двенадцать месяцев малыш из беспомощного комочка с бессмысленным взглядом превращается в личность, умеющую не только стоять на собственных ногах, но и проявлять характер. Когда ребенок уже умеет хорошо сидеть и удерживать в ручках предметы, то есть может находиться в удобном для игры положении, можно предложить ему первый конструктор. Уже в шесть месяцев малыш готов к новым видам деятельности – ему будет очень интересно собирать и складывать детали. На первых порах это могут быть простые кубики, которые можно класть рядом друг с другом, пирамидки из небольшого количества деталей, даже матрешка – и она может выступить в роли первого конструктора. Помощь родителей на этом этапе особенно необходима – ведь ребенок не сможет самостоятельно понять, что делать с новой игрушкой.
В первое время мама или папа должны показать малышу, что кубики можно положить рядом друг с другом или друг на друга, что из них можно построить башню, стену или простую дорожку. Не беда, если эти строения будут тут же разрушены малышом – это тоже способ познания. Очень скоро кубики будут освоены, и малышу потребуется больше деталей и больше возможностей. Уже к двум-трем годам можно предложить малышу деревянный конструктор домик, несколько раз построив поделки вместе с малышом, а затем попросить его сделать постройку самостоятельно. При этом не стоит стремиться к тому, чтобы малыш скопировал то, что только что строили мама и папа – пусть он учится фантазировать и не боится опираться на свое воображение при конструировании.
Конструкторское разнообразие
Сегодня в магазинах представлено огромное количество всевозможных конструкторов из разных материалов:
- пластмассовые – наиболее распространенный вариант, легкие и прочные детали без труда складываются и соединяются между собой, их можно мыть, крупные элементы наборов для малышей абсолютно безопасны, так как ребенок не сможет проглотить их;
- деревянные – позволяют строить дома и различные постройки, знакомя малыша с правилами строительства, древесина как экологичный натуральный материал безопасна для ребенка;
- металлические – подходят для детей, начиная с младшего школьного возраста, так как требуют определенных навыков для работы с инструментами (отверткой, гаечным ключом), но и возможности предоставляют широчайшие, давая возможность строить не только статичные модели, но и подвижные механизмы;
- магнитные – детали в таких наборах соединяются за счет природного магнетизма некоторых сплавов, из них можно собирать красивые трехмерные модели, при этом активно развивается пространственное мышление;
- динамические – из этих конструкторов создаются причудливые строения в виде сложных трехмерных лабиринтов, в которые по окончании строительства запускается шарик;
- электронные – играя с ними, ребенок получает понимание о принципах работы электрических схем, элементах электроцепи, а также знакомится с основами робототехники;
- радиоуправляемые – конструкторы для ребят, уже имеющих определенные знания и навыки, такие наборы позволяют создавать роботов и «учить» их работать по собственной программе.
Все эти конструкторы предоставляют ребенку огромные возможности для самостоятельных занятий. Но первое знакомство с новым набором родители обязательно должны провести вместе с ребенком независимо от его возраста. Во-первых, чтобы убедиться, что ребенок понимает, как играть с конструктором, а во-вторых, чтобы быть уверенным в его безопасности.
Может ли конструктор принести вред
Некоторые родители считают, что конструктор – это вовсе не полезная, а даже вредная игрушка. Особенно популярны такие утверждения, когда обсуждается коллекция Лего. Но так лишь правы досужие обвинители, осуждая забаву, обожаемую всеми детьми мира? Итак:
- говорят, что у ребенка не развивается воображение, потому что из одного набора можно сделать только одну поделку – ошибка, ведь детали могут собираться в самой разной комбинации, и ребенок способен увидеть в пятнадцати деталях десять будущих машинок, никто же не обвиняет пластилин в том, что из него можно вылепить только то, что нарисовано на коробке;
- говорят, что конструирование вредно для глаз – ошибка, потому что при хорошем освещении и удобном рабочем месте все детали прекрасно видны, а рисование или чтение в полутемной комнате едва ли принесут больше пользы;
- говорят, что это дорогое удовольствие – ошибка, потому что качественные игрушки от других производителей тоже не отличаются низкими ценами, а дешевые игрушки не могут похвастаться качеством.
Список можно было продолжить, но и так понятно, что все упреки основаны на ошибочном мнении и слухах, а также на нежелании обратить внимание на то, как играет ребенок. Но это уже не вина производителя.
© Сhudesenka.ru Читайте также:
|
|
|