|
Сайт для детей и родителей
Кто такой детский нейропсихолог? Когда ребёнку необходима помощь нейропсихолога?
Что такое нейропсихология
Человеческая психика имеет сложную организацию и широкий спектр состояний. Иногда про неё говорят "хрупкая, как стекло", у кого-то она "железная". Структура психики, её состояние в конкретный момент, причины, взаимосвязь с мозгом и ЦНС, высшая нервная деятельность в целом – всё это сфера интересов и предмет изучения науки нейропсихологии.
Хрупкая, неустойчивая психика – это чаще всего характеристики детского возраста. Чтобы заниматься изучением и корректировкой высших психических функций у детей понадобится целенаправленное обучение на детского нейропсихолога. Чаще всего к нему родители приводят детей в возрасте от 3 до 12 лет. Это период, когда мозговые структуры, их работа и психические функции активно формируются и относительно легко поддаются корректировке или восстановлению.
Если эта область знаний необходима для продуктивной профессиональной деятельности, например, дефектологам, психологам, медицинским работникам, то существует переподготовка на детского нейропсихолога.
Признаки того, что ребенку необходима помощь нейропсихолога
Нейропсихолог принимает детей возрастом от 3х лет. Что может стать поводом для обращения к нему?
Мозг и психическая сфера человека строго индивидуальны, каждый человек развивается в своём темпе. Но есть некие реперные точки, по которым судят и делают вывод о норме развития. Врачи и педагоги знают их по профессиональным обязанностям, а родители могут почерпнуть знания из литературы по развитию и воспитанию детей, начиная с младенческого возраста. Но есть некоторые явления, которые могут беспокоить родителей и окружающих и побудить обратиться к специалисту.
Развитие психомоторики:
- Неуклюжесть.
- С трудом застёгивает пуговицы, не научить завязывать шнурки, не получается это действие (речь о детях старше 5 лет).
- Неряшливость.
- Плохо ориентируется в окружающем пространстве.
Внимание и его концентрация:
- Быстро устает.
- Рассеян.
- Эмоционально неустойчив, гипервозбудим.
- Много лишних движений, не может сидеть на стуле за столом, сохраняя спокойную позу.
- Сконцентрироваться на каком-то деле в течение 10-15 минут не может (о детях старше 5 лет).
Навыки самоконтроля и самоорганизации (о детях 7ми лет и старше):
- Аномально долго одевается.
- Забывчив.
- Постоянно теряет вещи.
- Не может самоорганизоваться на выполнение какого-либо дела и регулировать время его выполнения, требуется направляющая и контролирующая помощь взрослого.
Проблемы в обучении (дети от 6 лет):
- Проблемы с запоминанием месяцев и времен года, их очередностью и определением признаков.
- Испытывает трудности с простыми математическими операциями, плохо запоминает материал.
- Проблемы в освоении навыков чтения и письма.
- Дислексия, дисграфия.
Кроме того, причиной родительского волнения могут быть:
- Чрезмерные активность или медлительность ребёнка.
- Апатичность.
- Агрессивность.
- Сложности в налаживании контактов со сверстниками.
- Занимается с логопедом, а результатов ноль.
- Сложные роды и проблемное протекание беременности.
Единичный признак из вышеперечисленных не всегда сигнал о проблеме, как правило, это комплекс признаков.
Как работает нейропсихолог?
У любого человека есть свои сильные и слабые стороны. Это же касается и его психического развития и высшей нервной деятельности. Совершенно не обязательно слабость в чём-то - путь к патологии. Нет, но снижать продуктивность психических процессов и влиять на общее развитие может.
Нейропсихолог в процессе взаимодействия с ребёнком должен определить уровень развития мозга и состояние психики, выделить её сильные и слабые стороны. Основываясь на этом построить программу коррекции, чем заместить слабые стороны, как заставить сильные стороны компенсировать то, с чем не справляются слабые.
Пример. Ребёнок плохо запоминает стихи на слух, но обладает неплохой зрительной памятью. Специалист может познакомить ребёнка с методом визуальных ассоциаций, тогда зрительные подсказки будут помогать запоминать не только стихотворный материал, но и любой учебный.
Кроме того, нейропсихолог должен побеседовать с родителями о протекании беременности, родах; были ли патологии, какого рода; с какими инфекциями или травмами сталкивался ребёнок, определить, насколько они критичны были для его возраста и как могли повлиять на развитие мозга и психической деятельности. Полная картина причин возникновения проблем сложится после сбора всей информации. Только на основе этого вырабатывается стратегия дальнейших действий.
В детской нейропсихологии не используются лекарственные средства. Специалисты используют двигательные методы – они напоминают занятия ЛФК (лечебная физкультура) и когнитивные методы – это занятия, сходные с логопедическими. Нейропсихолог подбирает специальные индивидуальные задания, направленные на коррекцию определённых качеств характера или свойств психики.
© Сhudesenka.ru
Читайте также:
|
|
|