|
Сайт для детей и родителей
Смысловой код одежды в древних и современных культурах
Стремление к красоте присутствует с древнейших времен, начиная с той поры, когда человек стал отделять себя от окружающего мира природы, то есть, когда он, собственно, стал человеком.
В сознании людей красота всегда ассоциировалась с силами природы, от которых зависела вся их жизнь. Стремясь задобрить природные силы, древние люди, как могли, пытались изобразить природные объекты на стенах своего жилища, на орудиях труда и, разумеется, на предметах одежды. Это служило своеобразным щитом, оберегающим обладателя от сил зла. В сознании людей закрепилась простая формула: «все красивое – добро, все уродливое – зло».
Украшение одежды, разумеется, не имеет отношения к первобытным племенам со столь примитивным сознанием, однако то, что орнамент на одежде был и остается своеобразным оберегом, – это факт.
Например, так называемые Араны, кельтские клановые узоры в виде сложных, причудливо переплетающихся кос, столь популярные и по сей день, изначально служили своеобразным суггестивным кодом, которым женщина напутствовала своего мужа, изготавливая для него одежду. Определенные сочетания кос, шишечек, ромбов и прочих узоров вязаной одежды означали неуязвимость в бою, удачное возвращение с морского похода, верность семье.
В восточных культурах, например в Марокко, было принято расшивать покрывало для ложа новобрачных растительными и цветочными узорами. Причем в каждом из вышитых повторяющихся фрагментов полагалось сделать «ошибку», то есть вышить его так, чтобы он хотя бы одним стежком отличался от предыдущих узоров. Это делалось для того, чтобы все огрехи, ссоры и склоки, болезни и неурядицы, которые могут встретиться на жизненном пути семьи, остались на покрывале, то есть, обошли молодую пару стороной.
Когда в индийской семье рождалась девочка, матери полагалось начать вышивать для нее покрывало. Это покрывало расшивали годами, чтобы подарить его на свадьбу. Вышивалось оно в технике Чиканкари. Это очень кропотливый труд, потому что чем тоньше, мельче и сложнее был узор, тем счастливее могла стать будущая невеста.
Цветочный узор символизировал плодородие, здоровых красивых детей. Вышивалось такое покрывало белым по белому. Причем нитки для вышивки выдергивались из старого, отслужившего полотна. В этом проявлялось осознание носителей данной культуры принципа перерождения всего живого, реинкарнации и цикличности бытия.
Индийская же вышивка в стиле Шиша, в отличие от нежных изделий в стиле Чиканкари, очень яркая и блестящая. Это особая техника вышивки, где использовались разноцветные нити и круглые зеркальца, особым образом прикрепленные к ткани. Весь этот блеск был призван отпугивать дурное и привлекать добро.
У народов Севера орнаменты в одежде связаны скорее с животным миром. Вышитые на меховой одежде геометрические узоры, фрагменты, напоминающие снежинки, фигурки оленей также представляли собой определенную смысловую кодировку: чем больше оленей на одежде, тем больше их родится в стаде, тем сытнее и благополучнее жизнь.
В наше время смысловой код декора одежды, казалось бы, уже потерян. Однако интерес к одежде ручной работы все возрастает. Столь популярный ныне стиль Гранж, созданный в 90-х годах прошлого столетия модельером Марка Джейкобса, предполагает эклектичные сочетания грубых связанных вручную предметов одежды с тонкими тканями.
Разумеется, Гранж, возникший как протест против гламурности и сытости современного общества потребления, транслирует не только тоску по домашнему уютному теплому свитеру (женскому, мужскому или детскому), связанному в единственном экземпляре только для тебя. Это направление имеет значительно более глубокий смысл. Однако, его тяготение к натуральным тканям и цветам весьма знаково.
В представленном каталоге более 30 тыс. новинок, стильных моделей для каждой женщины. Посетите нашего партнера - официальный сайт Шоппинг-Онлайн-Стайл-Топик.
Современный стиль Бохо, ироничный и отрицающий рафинированность, возникший в 2012 году, также тяготеет к этническим орнаментам и эклектике.
Интерес современных модных дизайнеров к культурным корням проявляется и к славянским вышивкам крестом, и к ручному коклюшечному кружеву, с которым создают неожиданные и потрясающие сочетания с денимом, мехом и кожей.
Особый интерес современные модные дизайнеры проявляют и к ручной бисерной вышивке. Ею украшают не только тонкую праздничную одежду, но и кожаные вещи, обувь, аксессуары.
Одно из современных модных течений – украшение бисером одежды из натурального и искусственного меха. Ручная вышивка бисером по меху показывает особый статус владелицы, ее финансовое положение, а также личный вкус.
В наш век высоких технологий и массового производства интерес к этническим мотивам и ручной работе в одежде возник не случайно. Засилье доступных, модных, но таких безликих и бездушных вещей привело современного человека к тоске по нестандартным, неповторимым предметам одежды, наполненных смыслом и символикой.
|
|
|