Зал украшен «рыцарскими гербами» и флагами. В центре зала «ристалище» - четырехугольник, ограниченный натянутыми канатами. Рядом с ним почетные места для участников и главных судей. У каждого рыцаря есть щит с гербом и копьё.
(звучит музыка из к/ф «Приключения Петрова и Васечкина»)
Ведущий:
Сегодня мы проведем рыцарский турнир с мальчиками ____ класса. Но вначале я хочу познакомить вас с историей возникновения рыцарского турнира.
Когда-то очень давно, в средние века, жили рыцари. Любимым развлечением европейского рыцарства были турниры. Только в турнирном бою можно было продемонстрировать публике, и в первую очередь дамам, свое умение владеть оружием, искусство верховой езды, храбрость и ловкость. Ведь настоящий бой обычно проходит без свидетелей.
Турниры могли быть чисто семейным событием в честь свадьбы или посвящения в рыцари сына сеньора. Они были многочисленные и непродолжительные. Большой турнир готовился заранее. Устроителем такого турнира выступал король или крупный барон. И вот наступает торжественный день. С раннего утра площадь заполнялась народом. К полудню занимали места на трибуне почетные зрители. На поле выступали участники.
I «Парад рыцарей».
Ведущий:
Рыцарь – в путь,
Перед тобою простирается дорога
Если хочешь стать героем,
То не медли у порога
(участники турнира заходят на сцену)
Давайте, поприветствуем бурными аплодисментами участников турнира и членов жюри. Ведь им предстоит большая работа.
Рыцарь: Наш девиз:
(все)
Мы школу прославить желаем,
Отдать ей все силы свои,
Чтоб мы, как орлята летали,
Паря над простором страны.
Ведущий: Во все времена рыцарской доблестью считалось умение слагать и петь гимны. Сейчас рыцарская команда исполнит гимн-Пожелание.
Песня «Пожелание».
1) Невозможно прожить без печали
Я хочу вам друзья пожелать
Чтоб в радости вы забывали
Что недавно пришлось горевать.
Припев: Я хочу, чтобы песни звучали,
Чтоб в тяжелый и радостный час
Произнес настоящее слово
Что спасительным будет для вас
2) Я желаю вам друга такого
Чтоб в тяжелый и радостный час
Произнес настоящее слово
Что спасительным будет для вас.
3) Я хочу, чтобы звонкий, счастливый
Всюду слышался смех детворы
Чтобы девочки были красивы
Ну а юноши были мудры.
Ведущий.
В середине века герб приобрел огромное значение. Его могли иметь представители только рыцарского сословия и духовенства. Изображение на гербе связано с историей семьи. На знаменах и щитах его дедов был изображен тот же герб, с ним шли в бой и старались не посрамить его чести.
А сейчас, каждый рыцарь о своем гербе.
1) Радуга – означает, богатая открытиями и впечатлениями жизнь в семье
2) Белоснежный пик – достигнув одной вершины, мы стремимся к другой.
3) Гнездо - наш дом. Птицы – наша семья. Свив гнездо, мы стараемся беречь его и заботиться о нем.
4) Птица счастья – пусть птица счастья не покидают нас.
5) Солнце – родители, лучи – мы, дети. Это одно целое. Солнце – доброе, ласковое. И его тепло и доброта передаются нам детям.
6) Ноты . Песня – лучший друг нашей семьи.
7) Дом. Будущее в детях
8) Цветок любви. Все мы дорожим мамой.
9) Колосок. Мы – колосья, тянемся к солнцу. А родители для нас – опора в жизни.
10) Лев. Папа-…
Мама-…
Ведущий:
Рыцарь должен был овладеть семью рыцарскими искусствами: верховой ездой, плаванием, стрельбой из лука, кулачным боем, соколиной охотой, сложением стихов и гимнов, игрой в шахматы.
Чтобы в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться.
I. Игра в шахматы предполагает незаурядные способности и знания. В качестве этой игры у нас будет конкурс на знание оборонительных вооружений рыцаря.
Что относится к оборонительному вооружению рыцаря? (Доспехи и щит. Кольчуга, наголенники, наплечники, железные рукавицы, нагрудник, шлем, щит)
II. «Фехтование». (листы бумаги, ручки, часы)
Наносить удары, уколы противнику ребята будут словами. Нужно составить как можно больше слов из букв, имеющихся в слове «государство». Ведь каждый рыцарь жил в каком-то государстве средневековой Англии, Франции, Испании.
Внимание! Время пошло!
Пока рыцари работают, проведем игру со зрителями. Сейчас мы с вами вместе расскажем стихотворение, я буду начинать, а вы заканчивать строку.
- Зеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)
- Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы… (спасибо)
- Человек вежливый
Говорит при встрече… (здравствуйте)
- Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим… (прости, пожалуйста)
- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания)
III. «Плавание» (шарики, нитки)
Следующее испытание – это проверка – «силы духа» и возможностей легких. Задача рыцаря: надуть воздушный шарик (если надул – 5 баллов, плюс 1 за быстроту)
Ведущий.
Что необходимо рыцарю для турнира? (Лошадь)
А какое самое основное состязание происходит на турнире? (Скачки)
Какой же турнир без скачек.
IV. Конкурс «Верховая езда».
Ведущий. Посмотрите, каких замечательных коней вы себе сотворили. Необходимо оседлать воздушный шарик и проскакать на нем. Желательно коней не топтать, не душить, чтобы они не испустили дух раньше времени.
V. Стрельба из лука.
А сейчас посмотрим, откуда пошли некоторые обычаи, ставшие нормами поведения. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
1) Откуда пошел обычай снимать шляпу при входе в помещение, при встрече со знакомыми?
(Чтобы показать что под шляпой нет оружия и что человек пришел с миром и добрыми намерениями)
2) Что означает обычай снимать перчатку при встрече, чтобы поздороваться?
(Показать, что у тебя нет оружия, руки чисты, как и помыслы)
3) Почему у женщины пуговицы пришиваются с левой стороны, а у мужчины с правой.
(Из-за оружия, этот обычай пошел с того времени, когда жизнь стала неспокойной и в любую минуту мужчина должен был защищать себя и свою семью, отразить удар. Оружие хранили с левой стороны под одеждой)
4) Однажды Петр I посетил армию и издал приказ: нашивать на обшлагах офицеров, солдат оловянные пуговицы. Зачем?
(Чтобы отучить их от характерной дурной привычки вытирать нос рукавом)
Вопрос зрителям.
Ведущий. Ныне мужчина сопровождает даму справа от себя. Откуда этот обычай?
(Так поступали рыцари, чтобы не задевать спутницу висячим слева мечом или шпагой)
VI. Кулачный бой.
(Задачи на сообразительность)
1) У человека на руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50 пальцев)
2) Две школьницы шли в школу и встретили по дороге еще 5 школьниц. Сколько всего школьниц шли в школу? (2 школьницы)
3) Горело 7 свечей. 4 из них потушили. Сколько их осталось? (7 свечей)
4) Крышка стола имеет четыре угла. Если одну из них отпилить, сколько будет углов у крышки? (5 углов)
5) Одно яйцо варится 4 минуты. Как долго будут вариться 6 яиц? (4 минуты)
6) Летело 5 уток. Выстрелом охотник одну утку убил. Сколько уток осталось? (Одна утка, остальные улетели)
7) Вы заходите в затемненную комнату, в которой имеется керосиновая лампа и свеча. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку)
8) В семье 5 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (шестеро детей: 5 братьев и одна сестра)
9) Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. Что это? (Яма)
10) Чему равно произведение всех цифр? (Нулю)
11) Какой математический знак надо поставить между 2 3, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (Запятую)
12) Какое число делится без остатка на любое другое число? (Нуль)
VII. Соколиная охота.
Ведущий. По средневековой Европе ходили поэты-певцы. Их героические и лирические песни прославляли рыцарские доблести: мужество, силу, верность долгу, щедрость, бескорыстие, великодушие, любовь к родной земле. Посмотрим, что нам подготовили рыцари.
1) Стих
2) С чего начинается Родина.
3) Одноклассники
4) Мерси боку
5) Живи, родник
Жюри подводит итоги.
Ведущий. Уважаемые жюри, вам слово.
Участникам вручаются ордена, присуждающие звания.
- рыцарь, не оставляющий следа (за победу в скачках)
- рыцарь «Верная рука»
- рыцарь щита и меча (доспехи кто больше знает)
- рыцарь золотого пера (от слова «государство» кто больше слов составил)
- рыцарь грации и пластики
- рыцарь хороших манер (кто больше ответил)
- странствующий рыцарь доброго сердца
- рыцари – «Три мушкетера»
Ведущий:
I место завоевал рыцарь сэр … и получает приз…
В честь победителя наши юные дамы приготовили поздравление, пожалуйста (танец девочек)
Егорова Н.И. МОУ "Савгачевская гимназия"
|